Российский электромобиль Zetta – что о нем известно сегодня?

Компания Zetta анонсировала продажи бюджетного электромобиля российского производства, который в базовой комплектации обойдется покупателю в 450 000 рублей (около 7000 долларов по текущему). Это будет небольшой трехдверный «сити-мобиль» с электроприводом на два или четыре колеса. Около 40% всех серийных моделей планируется оснащать передним приводом. И прежде, чем вы возопите «Как тебе такое, Илон Маск», добавим, что все комплектующие — российского производства. Кроме аккумулятора — его делает GE Power Technology, Китай.

Блок: 1/3 | Кол-во символов: 526
Источник: https://Hi-News.ru/auto/rossijskij-elektromobil-zetta.html

В пределах математической погрешности

Для начала немного сухих цифр. Сегодня всего электромобилей, зарегистрированных в стране, по данным агентства «Автостат», — чуть больше 3,6 тыс. штук. Весь автопарк — 56 млн. То есть электромобили занимают долю в 0,00006%, и я не вижу ровным счетом никаких предпосылок для того, чтобы она увеличилась. Потому что за полгода в электропарке стало больше всего на 120 новых и 1400 подержанных машин. Или чуть больше; простите, если немного ошибся. Видимо, на столько же прибавится таких авто и во втором полугодии. И что это изменит? За это же время парк бензиновых и дизельных авто пополнится на миллион.

Просто у россиянина сегодня нет ни одной объективной причины, чтобы решиться на покупку электрокара. Кстати, нет таких причин ни у немца, ни у норвежца, ни у китайца. Ведь пока электромобиль стоит примерно в три раза дороже, чем машина с двигателем внутреннего сгорания того же класса; пробег в нормальных условиях сильно ограничен (не более 200 км летом и совсем немного — зимой); зарядка батареи занимает несколько часов; что делать с аккумулятором после окончания срока эксплуатации, не знает никто в мире.

Но в Германии, Норвегии и Китае электромобили продают уже сотнями тысяч штук ежегодно. Но только потому, что там работают государственные программы, на которые тратится ежегодно же десятки миллиардов евро и юаней. Немцу, норвежцу, китайцу и прочим государство компенсирует часть средств на покупку электромобиля (до $10 тыс. в КНР, к примеру), предоставляет большие налоговые льготы и преференции при эксплуатации. А также строит разветвленную систему электрозарядных станций по всей стране — в некоторых случаях пользование ими даже может оказаться бесплатным. А не будь никакой поддержки — никакой Ганс или Юй дорогой и непрактичный электромобиль в жизнь бы не купил! Кстати, сейчас в США и КНР активно обсуждается возможность снять вовсе или сократить меры господдержки электроавторынка; если это случится — плакали планы продаж.

А что у нас? Формально государство высказывается недвусмысленно: будущее — за электромобилями! И при этом никаких мер господдержки сегодня нет; даже те робкие, что существовали несколько лет тому, давно свернули. Так, в 2014–2017 годах действовали льготные таможенные ставки для электромобилей — они просто были обнулены. Теперь же, чтобы ввезти в страну электромобиль, надо заплатить таможенную пошлину, которая рассчитывается исходя из стоимости машины. Но не менее 48% от цены авто! Вспомните, что электромобили и там стоят недешево (государственная льгота действует только для своих покупателей). А действующая пошлина делает их просто золотыми! За новую Tesla 3 в Москве просят 4,6–6,5 млн рублей (в США — порядка $30 тыс., или меньше 2 млн рублей). Удивляться тут нечему: таможенная пошлина плюс акциз, утилизационный сбор и т.д. А доставка в Москву во сколько обходится! Словом, купить новый электромобиль может у нас только очень богатый человек, часто лишь для того, чтобы выделиться в потоке дорогих лимузинов премиум-марок. И, конечно, при условии, что у него в гараже загородного дома есть еще три обычные машины. И специальное зарядное устройство!

Потому что подзарядить электромобиль в России — тоже проблема. Планы организовать в нашей стране разветвленную сеть электрозаправок есть, только вот по подсчетам Boston Consulting Group, реально работают 170–200. На всю страну. В прежние годы (опять же в 2014–2017 годах) на ввоз импортных электрозаправочных станций и другого оборудования были установлены нулевые таможенные пошлины. Но потом их отменили,  и сейчас ввозить зарядное оборудование надо на общих основаниях. Своего, увы, нет, да и какой смысл его производить в отсутствие устойчивого спроса на услугу?

Не решается проблема и на законодательном уровне. Так, на новых МФЗ (многофункциональных зонах) на трассах М-4, М-11 теоретически предусмотрены электрозаправки и места для их установки есть. Только Минэнерго запрещает, чтобы рядом работали электрозаправки и наливали обычный бензин: говорят, это огнеопасно. Так что если вы вдруг решитесь на поездку на электромобиле из Москвы в Питер, то предварительно надо будет договориться с владельцами придорожных кафе о возможности подзарядиться. Иначе далеко не уедете.

В общем, получается замкнутый круг. Зачем я буду покупать электромобиль, потому что его негде заряжать? А государство (и тем более частные инвесторы) вряд ли будет вкладывать деньги в строительство электрических заправок: потребителей-то потенциальных — раз-два и обчелся.

Так что в России владение электромобилем — верный признак успешного человека, который хотел бы как-то выделиться. Причем ездит он на нем, как правило, только летом. Одной зарядки обычно хватает, чтобы с триумфом проехать от загородного дома до центра города — и обратно в гараж, где есть собственная станция. Если доходы не позволяют купить новую Tesla S, можно приобрести подержанный Nissan Leaf из США или Японии. Там на вторичном рынке они стоят очень недорого (видимо, из-за нерешенных проблем с утилизацией), и сегодня в России довольно много предложений. Пяти-семилетний хетчбэк можно купить за 400–600 тыс. рублей. И берут! Но опять же в качестве «игрушки выходного дня» и при условии, что есть бензиновый кроссовер на каждый день.

…А какое, наверное, удовольствие на зависть всем владельцам BMW и Porsche припарковаться на самой дорогой парковке в центре Москвы совершенно бесплатно! Но на этом все льготы для владельцев электромобилей начинаются и заканчиваются…

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 5485
Источник: https://tass.ru/opinions/6742525

Как делать электромобили в России

Несмотря на то, что электромобиль будет «нашим» на 99%, в денежном эквиваленте китайский двигатель будет составлять половину стоимости электромобиля. В декабре 2019 года компания представит около десяти экспериментальных образцов серией и начнет продажи. В следующем году планируется произвести 2000 машин, а потом довести это число до 15 000 автомобилей в год. При этом сборку будут осуществлять не более 200 человек.

Электромобиль Zetta разрабатывают с 2016 года; в 2017 году показали прототип. Затем спроектировали конвейер, а в 2019 году построили. Собирать Zetta будут на производстве в Тольятти.

Заявленные технические характеристики одним списком:

  • Габариты: 1600 × 3030 × 1760 мм
  • Тип батареи: LiFePO4 или Li-NiCoM
  • Ёмкость батареи: 10-32 кВт/ч
  • Пробег на одном заряде: 200−560 км (в зависимости от ёмкости батареи)
  • Снаряжённая масса: 486−708 кг (в зависимости от емкости батареи).
  • Общий крутящий момент: передний привод — 1050 Нм, полный привод — 1750 Нм.
  • Максимальная скорость: 120 км/ч (ограничена контроллером).
  • Размер багажника: 180 литров.
  • Тормозная система: двухконтурная (электрические + механические), системы ABS и ESP.
  • Система отопления: в наличии.
  • Кондиционер: в наличии.
  • Бесключевой доступ: в наличии.
Блок: 2/3 | Кол-во символов: 1237
Источник: https://Hi-News.ru/auto/rossijskij-elektromobil-zetta.html

Определиться в приоритетах

Итак, сейчас в России электромобили остаются транспортом необычным, к тому же еще и сезонным, привязанным к собственной розетке. Светлого будущего тоже не просматривается — совсем недавно замминистра промышленности Александр Морозов даже заявил, что государство в первую очередь будет оказывать поддержку проектам, связанным с транспортом на газомоторном топливе. То есть, похоже, в правительстве определились с направлением: в стране с суровым климатом, огромными расстояниями и крупнейшими в мире запасами природного газа надо делать ставку на ГМТ. А электромобили… Да, это интересно, вроде как даже перспективно, но — не сейчас и не у нас. Такой вот неожиданный «сдвиг по фазе».

Поэтому, если продолжается господдержка проекта Zetta (на уровне разработки модели и постановки ее в производство) — это здорово. А вдруг действительно этот стартап возьмет да и выстрелит? Но поддержка со стороны государства однозначно не распространится на потенциальных покупателей крошечного, но недешевого (в базовую цену в 450 тыс. я не очень верю; знаю, сколько стоит современная мощная аккумуляторная батарея) автомобильчика. Такие, увы, особым спросом ни у нас, ни в Европе не пользуются. И планы производить и продавать 10 тыс. электрокаров в год мне кажутся чересчур оптимистичными. Извините, опыт всех стран показывает — электромобиль может стать массовым только при поддержке рынка государством!

А у нас в стране, если кто не помнит, не так давно случился прецедент — тоже в Тольятти. Несколько лет назад на «АвтоВАЗе» выпустили партию электромобилей El Lada, созданных на базе универсала Lada Kalina. Увы, успеха они не имели (дорого, да и заправлять негде), и в конечном итоге все собранные машины распродали за бесценок. А потом на «АвтоВАЗе» разработали несколько моделей на ГМТ, и они пошли в серию.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 1830
Источник: https://tass.ru/opinions/6742525

Название

ZETTA — аббревиатура от Zero Emission Terra Transport Asset, что в переводе на русский означает «Транспортный актив с нулевым выбросом».

Блок: 3/14 | Кол-во символов: 146
Источник: https://journal.a-b63.ru/articles/vse-fakty-o-zetta-pervom-serijnom-elektromobile-iz-rossii/

Платформа

Платформа для электромобиля – шасси с интегрированной тяговой батареей. По такому же принципу созданы, например, модели Tesla. Разумеется, платформа модульная и на ней могут создаваться автомобили разного класса, что, к слову, проектом и предусмотрено. Кузовные панели, изготовленные из экструзионного композита, крепятся к шасси, как говорят в компании, капсюльным способом, что облегчает задачу создания различных моделей – точки крепления вариативны и выбираются в зависимости от задач.

Элементы подвески и управления – адаптированные решения от вазовских «десяток» и «восьмёрок», семейства Lada Kalina/Granta.

Блок: 4/14 | Кол-во символов: 626
Источник: https://journal.a-b63.ru/articles/vse-fakty-o-zetta-pervom-serijnom-elektromobile-iz-rossii/

Дизайн

В настоящее время за ZETTA числится два патента с изображениями экстерьера электрокара. Первый документ был опубликован в базе Федерального института промышленной собственности в августе 2019 года.

Дата публикации второго — 31 января 2020 года. В серию, скорее всего, отправится первый вариант.

Блок: 5/14 | Кол-во символов: 304
Источник: https://journal.a-b63.ru/articles/vse-fakty-o-zetta-pervom-serijnom-elektromobile-iz-rossii/

Габариты и масса

Длина – 3 030 мм, ширина – 1 760 мм, высота – 1 600 мм. По предварительной информации, ZETTA будет сертифицирована по категории L7, то есть как квадроцикл массой до 400 кг.

На фото: один первых прототипов Зетты с неказистым дизайном, но полностью работоспособный

Снаряжённая масса электромобиля будет варьироваться от 486 до 798 кг – в зависимости от выбранной ёмкости тяговой батареи.

Блок: 6/14 | Кол-во символов: 403
Источник: https://journal.a-b63.ru/articles/vse-fakty-o-zetta-pervom-serijnom-elektromobile-iz-rossii/

Силовая установка

ZETTA – не конструктор, собранный из запчастей. Да, из Китая поставляются ячейки для сборки аккумуляторов, но вот сами движущие элементы – собственная разработка компании, её интеллектуальная собственность.

В движение «электричку» приводят мотор-колёса без постоянного магнита – они установлены на задней оси. Спереди – электродвигатель с редуктором.

На фото слева-направо: интегрированный дифференциальный асинхронный двигатель, асинхронное тяговое мотор-колесо, статор асинхронного мотор-колеса

Отметим, что для уникальной намотки медной проволоки был создан собственный станок, так как ни один иностранный и отечественный не мог справиться с заданием. Мотор-колесо благодаря своеобразной намотке имеет высокий КПД – от 82 до 96%!

С одного мотор-колеса можно снять до 70 кВт, что эквивалентно 95 л.с. Разумеется, на серийных машинах не будет реализован весь потенциал электродвигателей. По 5 кВт (порядка 7 л.с.) на колесо, суммарная мощность всех агрегатов не превысит 15 кВт.

И вот тут, попросим, без паники: киловатты наше всё, но не будем забывать ещё и про другую характеристику – крутящий момент. У электромоторов он довольно высокий, и соотношение массы к моменту составляет более 30 Нм на 1 кг веса мотора.

Источником энергии служат GE Power. Из этих ячеек будут изготавливаться аккумуляторы ёмкостью от 10 до 32 кВт*ч. Варианта пока два: либо литий-железо-фосфатные (LiFePO4), либо литий-марганцевые с добавлением никеля и кобальта (Li-NiCoMn).

Заявленный пробег – от 200 до 560 км. Не уточняется, в каком цикле проводились измерения, и на сколько цифры реальны. С большой долей вероятности они относятся к идеальным условиям, смоделированным на компьютере, и вместо 200 на деле будет доступно только 120 км пробега на одном заряде, чего для движения в рамках города более чем достаточно.

Блок: 7/14 | Кол-во символов: 1819
Источник: https://journal.a-b63.ru/articles/vse-fakty-o-zetta-pervom-serijnom-elektromobile-iz-rossii/

Где будут выпускать

У компании «Зетта» есть свои производственные мощности, которые почти приведены в готовность для начала производства электромобилей. Площадка расположена в Тольятти на территории порядка 18 000 квадратных метров.

В будущем предприятие будет дооснащаться необходимым оборудованием, которое позволит только улучшить качество и выйти на запланированные объёмы, а это примерно 15 тысяч машин.

Если говорить о сегодняшних реалиях, то можно рассчитывать примерно на пару тысяч — таков минимальный объём, чтобы компания выходила в ноль.

Также стоит отметить, что «Зетта» не бизнес, созданный для выпуска электрокаров. Компания давно присутствует на рынке комплектующих для заводов по производству автомобилей, работают в сфере военно-промышленного комплекса, разрабатывают и производят лодочные моторы.

Блок: 8/14 | Кол-во символов: 816
Источник: https://journal.a-b63.ru/articles/vse-fakty-o-zetta-pervom-serijnom-elektromobile-iz-rossii/

Практичность и комфорт

ZETTA имеет трёхдверный кузов и двухрядную компоновку салона с посадочной формулой «2+2».

Приборная панель представлена экраном – графика и варианты отображения показателей будут оригинальными.

На фото: прототип ZETTA и демонстрационный стенд с мотор-колесом. Дизайн «Сити Модуля 2» почти серийный, возможна лишь незначительная корректировка некоторых элементов

Электромобиль не получит усилителя руля. Гидравлический слишком дорог и тяжёл, а электрических, соответствующих напряжению электросети ZETTA, пока нет, но над этой проблемой компания работает, хотя для такой машины, может, это излишняя опция.

Один из поисковых эскизов внешности автомобиля. Обратите внимание, что в салоне изображены три человека: один водитель и два пассажира

Кондиционера тоже не будет – он «съедает» энергию, которая нужна электромобилю для поездок. Тем не менее, выход из положения был найден: охлаждение воздуха выполняется за счёт испарения обыкновенной воды. Можно с уверенностью говорить, что охлаждение будет происходить не так эффективно, как в случае с фреоновым аппаратом, но приходится чем-то жертвовать.

Ещё один варианта дизайна, который в серии не появится. По крайней мере, на начальном этапе

На алтарь дальности пробега также был положен отопитель салона, который заменили «печкой» Webasto на бензине. Впрочем, с такими зимами он вообще может и не понадобиться.

Объём багажного отделения составляет 180 литров. Примерно такой же, как у Kia Picanto.

Блок: 9/14 | Кол-во символов: 1469
Источник: https://journal.a-b63.ru/articles/vse-fakty-o-zetta-pervom-serijnom-elektromobile-iz-rossii/

Целевая аудитория

Помимо приверженцев экологически чистого вида транспорта, а также курортных организаций, которые вынуждены пока покупать действительно конструкторы с минимумом удобств, ZETTA может стать экспортным продуктом.

Это не ближайшая перспектива, но если всё будет складываться хорошо, то за рубеж будет отправляться порядка 50% собранных в Тольятти электромобилей. Потенциальные рынки: Казахстан, ОАЭ, Иордания, Кувейт, несколько стран Северной Африки.

Блок: 10/14 | Кол-во символов: 465
Источник: https://journal.a-b63.ru/articles/vse-fakty-o-zetta-pervom-serijnom-elektromobile-iz-rossii/

Цены и комплектации

В планах компании наладить выпуск ZETTA в трёх комплектациях. На базовую (передний привод и батарея с минимальной ёмкостью), по расчётам маркетологов, придётся порядка 40% заказов.

Средняя – так же переднеприводная, но с аккумулятором большей ёмкости. На такие должно приходится порядка 30% заказов.

В топовой модификации у электрокара реализована система полного привода и установлена самая энергоёмкая батарея.

Цена на самую доступную версию ZETTA, по разным источникам, будет лежать в диапазоне от 450 до 540 000 рублей.

Блок: 11/14 | Кол-во символов: 545
Источник: https://journal.a-b63.ru/articles/vse-fakty-o-zetta-pervom-serijnom-elektromobile-iz-rossii/

Дата выхода

Серийное производство ZETTA планируют начать в первом квартале 2020 года.

Блок: 12/14 | Кол-во символов: 87
Источник: https://journal.a-b63.ru/articles/vse-fakty-o-zetta-pervom-serijnom-elektromobile-iz-rossii/

Гарантия

Гарантийный срок составляет 2 года или 150 000 километров. В настоящее время решается вопрос о сервисной составляющей — кем и на каких условиях будут обслуживаться электромобили.

Блок: 13/14 | Кол-во символов: 188
Источник: https://journal.a-b63.ru/articles/vse-fakty-o-zetta-pervom-serijnom-elektromobile-iz-rossii/

Перспективы

У «Зетты» есть прототип нейромобиля, который управляется при помощи мысли. Нет, это не фантастика, это уже реальность, в которой убедились не раз представители власти и посетители различных выставок.

Чем больше мозг человека взаимодействует с интеллектом машины, тем больше последний обучается — чётче и быстрее реагирует на импульсы.

В 2020 году может появиться грузовая модификация ZETTA, которая может перевозить до двух тонн груза.

Появилась информация о том, что тольяттинская компания разработает ещё несколько моделей, в числе которых авторикша и компактный автобус.

Для того, чтобы не повторить судьбу прохоровского «Ё-мобиля», у Зетты есть все предпосылки: грамотный и целеустремлённый руководитель, собственные разработки и производственные мощности с уникальным оборудованием, поддержка государства и растущий интерес со стороны общества к автомобилям с нулевым уровнем выбросов. Надеемся, что ближайшие новости будут касаться запуска серийного производства ZETTA.

* — все факты, представленные в этом материале, собраны из открытых источников сети Интернет, а также получены по собственным каналам информации журнала «Автоброкер».

Следите за проектом в социальных сетях:

Блок: 14/14 | Кол-во символов: 1201
Источник: https://journal.a-b63.ru/articles/vse-fakty-o-zetta-pervom-serijnom-elektromobile-iz-rossii/
Кол-во блоков: 18 | Общее кол-во символов: 18850
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://tass.ru/opinions/6742525: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 7315 (39%)
  2. https://Hi-News.ru/auto/rossijskij-elektromobil-zetta.html: использовано 3 блоков из 3, кол-во символов 3466 (18%)
  3. https://journal.a-b63.ru/articles/vse-fakty-o-zetta-pervom-serijnom-elektromobile-iz-rossii/: использовано 12 блоков из 14, кол-во символов 8069 (43%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий