История Porsche Panamera Седан, эволюция и изменения

По сравнению с моделью предыдущего поколения «вторая» Panamera длиннее на 34 мм (5049), шире на 6 мм (1937) и выше на 5 мм (1423). Колёсная база прибавила 30 мм (2950).

Немцы представили модель Porsche Panamera второго поколения поздно вечером 28 июня на специальном мероприятии в Берлине. Машину мы уже видели на снимках, утекших в Сеть, а теперь пришла пора углубиться в начинку. Некоторые подробности были известны. Переехавшая на новую платформу MSB пятидверка получила «битурбовосьмёрку» 4.0 (550 л.с. при 5750 об/мин и 770 Н•м между 1960 и 4500 об/мин), показанную ранее на симпозиуме в Вене. Это на 30 л.с. и 70 Н•м больше, чем у версии Turbo прошлого поколения.

Новый мотор оборудован двумя турбокомпрессорами с двойной улиткой типа twin-scroll, помещёнными в развал блока. Впервые на Porsche «восьмёрка» получила «умную» систему отключения половины цилиндров на малых нагрузках.

Этот агрегат позволяет Панамере Turbo набирать первую сотню за 3,8 с, а с пакетом Sport Chrono — за 3,6 с (раньше было 4,1 и 3,9 с). Максималка этой модификации подросла с 305 км/ч до 306. При этом расход топлива в комбинированном цикле сократился на 1,1 л/100 км (до 9,3−9,4).

Второе поколение Панамеры обзавелось и новым восьмиступенчатым «роботом» PDK II, который внёс свой вклад в экономию топлива. В среднем машина стала бережливее на 16%.

На версии Panamera 4S мотор тоже новый. Это агрегат V6 2.9 с двумя турбокомпрессорами и непосредственным впрыском. Его мощность равна 440 л.с при 5650 об/мин, а максимальный крутящий момент — 550 Н•м при 1750−5500 об/мин (на 20 л.с. и 30 Н•м больше, чем в прошлом поколении на 4S). Спурт с места до сотни такой автомобиль выполняет за 4,4 с (4,2 со Sport Chrono), максималка составляет 289 км/ч. Расход топлива снизился на литр (8,1−8,2 л/100 км).

Версия 4S отличается от Turbo в основном передним бампером и выхлопными патрубками. На Панамерах стоят светодиодные фары с квартетом дневных ходовых огней (матричные с 84 диодами и системой подсветки подходящих к дороге пешеходов — опция). Тут есть светодиодные фонари с четвёркой узких стоп-сигналов в каждом и соединяющая их красная полоса также со светодиодами.

И на модификации Panamera 4S Diesel появился новый двигатель. Это четырёхлитровая «восьмёрка» с парой турбокомпрессоров, расположенных по центру блока. Можно подумать, что они параллельны, но нет — тут использована последовательная схема. На малых нагрузке и оборотах выхлопные газы раскручивают только одну турбину, так повышается отклик на нажатие педали газа. После 2700 об/мин активируется второй турбокомпрессор. Кстати, оба обладают изменяемой геометрией. Ещё у мотора система впрыска с общей топливной рампой и давлением 2500 бар.

Мотор версии Panamera 4S Diesel развивает 422 л.с. при 3500 об/мин и 850 Н•м от 1000 до 3250 об/мин. Ускоряется с нуля до сотни такая модель за 4,5 с (4,3 с пакетом Sport Chrono). Расход топлива дизельной Панамеры составляет 6,7−6,8 л/100 км. Максималка равна 285 км/ч. По уверению производителя, перед нами самый быстрый серийный дизельный автомобиль в мире!

Раньше, напомним, дизельная Panamera означала трёхлитровый мотор V6 на 263 л.с. и задний привод. Теперь V8 4.0 c полным (причём он теперь постоянный). Колоссальный скачок. Впрочем, машина 2016 года готова удивлять не только новыми двигателями. Тут внедрены трёхкамерная пневмоподвеска и полноуправляемое шасси, ранее появившееся на 911-м купе, активная система подавления кренов. Вообще, пятидверка теперь во многом воспринимается как 911 с дополнительными створками, и это связано не только с шагом вперёд в плане техники, но и с дизайном. Пожалуй, обсуждать его будут не меньше, чем силовые агрегаты.

Новая система 4D Chassis Control анализирует движение и синхронизирует работу всех остальных систем шасси для оптимального ответа на управляющие действия. Есть тут, конечно, адаптивные амортизаторы и система векторизации тяги Porsche Torque Vectoring Plus.

При общем сходстве с предшественницей у новой Панамеры получились куда более элегантные пропорции. В частности, передняя ось сдвинута вперёд, сократился передний свес, а главное, дизайнерам удалось сделать более плавной понижающуюся крышу. Кстати, над задними пассажирами она на 20 мм ниже, чем прежде, но немцы говорят, что над головой сохранён достаточный запас. Добавим, что у модели капот, крыша, крышка багажника и крылья — из алюминиевого сплава. Но о сокращении массы разработчики не сообщают (судя по имеющимся данным, радикальной перемены тут не случилось, напротив, за счёт новых систем получилась даже прибавка).

Как мы уже говорили, кардинальное отличие интерьера новой машины от предыдущей — исчезла россыпь механических кнопок на центральной консоли, зато появились сенсорные клавиши.

Эргономику авторы модели тоже пересмотрели. Система Porsche Advanced Cockpit означает основной сенсорный экран на 12,3 дюйма. Приборка стала почти полностью цифровой, но тахометр остался классическим. Два семидюймовых экрана расположены справа и слева от него. Кокпит дополнен новыми помощниками водителя, в частности система InnoDrive рассчитывает настройки машины и наилучшую передачу за три километра заранее, руководствуясь показаниями камер, радаров и навигации.

Новый мультимедийный комплекс PCM 4.1 готов соединяться со смартфоном с помощью интерфейса Apple CarPlay, появилась новая система голосового управления, приспособленная к естественной речи. Ещё одно важное приобретение Панамеры — система ночного видения с инфракрасной камерой.

Добавим, что на Панамере 4S/4S Diesel по умолчанию стоят 19-дюймовые колёсные диски, на Turbo — 20-дюймовые и в виде опции — на 21 дюйм. Задние кресла автомобиля складываются в пропорции 40:20:40, объём багажника теперь составляет 495−1304 л (было от 432 до 1263). Комфорт можно повысить за счёт панорамной сдвижной крыши, кресел с массажем и премиальной аудиосистемы Burmester с трёхмерным звуком. На рынок Panamera второго поколения попадёт в ноябре. В России за вариант 4S попросят от 7 612 000 рублей, а за Turbo — от 9 990 000 рублей.

Блок: 1/2 | Кол-во символов: 6481
Источник: https://www.drive2.ru/e/BjdkAAAAAeQ

Технические характеристики

Двигатель

Porsche Panamera оснащается новым двигателем. Однако, для того, чтобы разместить эти двигатели под более низким капотом инженерам из Porsche пришлось «сплющить» поддоны картера, а на полноприводных версиях ещё и пропустить приводной вал левого переднего колеса через блок цилиндров. Так же модификации подвергся кривошипно-шатунный механизм. Было снижено трение и уменьшена масса вращающихся деталей на 16,5 % (9,5 кг). Рабочая температура моторов стала выше, что позволило увеличить КПД двигателей. Однако увеличение эффективности двигателей было конвертировано не в мощность, а в экономию расхода топлива. В режиме Sport Plus в глушителях открываются заслонки снижающие противодавление, что приводит к увеличению мощности.

Кузов

Плоское днище и покатая крыша обеспечивают версии Panamera S коэффициент лобового сопротивления 0,29. Для машин с турбонаддувом и интеркулерами в переднем бампере Cx чуть хуже — 0,3. Сзади устанавливается подъемно-раздвижной спойлер, который при скорости в 250 км/ч создает дополнительное прижимное усилие в 650 ньютонов.

Большая часть силовой «клетки» кузова сварена из стали горячей формовки, упрочненной или сверхпрочной. Передние лонжероны алюминиевые, к стальным деталям они крепятся заклепками через прокладки, препятствующие электрохимической коррозии. Из алюминия выполнены и все навесные детали. Рамки радиатора и дверей отлиты из магниевого сплава и в случае аварии ремонту подлежат.

Суммарная экономия топлива

PDK 0,8 л/100 км 3,2 л/100 км
Снижение аэродинамического и механического сопротивления 0,7 л/100 км
Оптимизация работы двигателя и трансмиссии 0,7 л/100 км
Система Start/Stop 0,6 л/100 км
Снижение механических и гидравлических потерь 0,4 л/100 км
Блок: 2/9 | Кол-во символов: 1766
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Porsche_Panamera

История развития

Эмблема фирмы представляет собой герб, несущий в себе следующую информацию: красно-черные полосы и оленьи рога являются символами германской земли Баден-Вюртемберг (столица Баден-Вюртемберга — город Штутгарт), а надпись «Porsche» и гарцующий жеребец в центре эмблемы напоминают о том, что родной для марки Штутгарт был основан как конная ферма в 950 году. Впервые этот логотип появился в 1952 году, когда марка вышла на рынок США, для лучшей узнаваемости. До этого на капотах модели 356 просто была надпись «Porsche».

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 537
Источник: http://wiki.zr.ru/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_Porsche

Версии модели

Porsche Panamera: Panamera S Panamera 4S Panamera Turbo
Тормоза: Спереди и сзади вентилируемые диски, АБС
Передняя подвеска: Алюминиевая двухрычажная
Задняя подвеска: Алюминиевая многорычажная
Кузов: Облегченный кузов смешанной конструкции из стали, алюминия и магния
Шины/Колеса передней оси: 245/50 ZR18 255/45 ZR19
Шины/Колеса задней оси: 275/45 ZR18 285/40 ZR19
Базовая цена; 94.575 € 102.251 € 141.390 €
  • Porsche Panamera

  • Facelift

  • Facelift

Блок: 3/9 | Кол-во символов: 524
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Porsche_Panamera

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

1931—1948: от задумок к серийному производству

К моменту выпуска первого автомобиля под своим именем, Фердинанд Порше успел накопить немалый опыт.

В 1931 году предприятие Dr. ing. h. c. F. Porsche GmbH, основателем и руководителем которого он являлся, уже успело поработать над такими проектами, как 16-цилиндровый гоночный Auto Union и «Жука», ставшим одним из самых продаваемых автомобилей в истории.

В 1939 году, накануне Второй Мировой войны, был разработан самый первый Porsche 64, в котором уже угадывались черты будущей модели Porsche 356. Для постройки этого экземпляра Фердинанд Порше использовал многие компоненты от известного «Жука».

Продолжателем дела своего отца стал Фердинанд Порше младший. Получив образование и первые навыки самостоятельной работы, он в переезжает в Штутгарт работать в только что созданную его отцом компанию.

В течение Второй Мировой фирма занималась выпуском военной продукции — штабных автомобилей и амфибий. Также Порше принимал участие в разработке танков «Тигр».

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 1036
Источник: http://wiki.zr.ru/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_Porsche

В России

Продажи этой модели в России начались в сентябре 2009 года. Базовая версия Panamera стоит 4 297 000 руб. вкл. НДС, Panamera S — 5 069 000 руб. вкл. НДС, полноприводная Panamera 4S стоит 5 354 000 руб. вкл. НДС, Panamera Turbo предлагается за 8 738 000 руб. вкл. НДС

Блок: 4/9 | Кол-во символов: 276
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Porsche_Panamera

1948—1965: первые шаги

С конца 1945-го года, когда его отец был в заключении во Франции, Фердинанд-младший перенес семейный бизнес в австрийский город Гмюнд, а также самостоятельно возглавил производство.

Совместно с Карлом Рабе Фердинанд собрал прототип Porsche 356 и начал подготовку модели к ее серийному производству. В июне 1948 этот экземпляр был сертифицирован для дорог общего пользования. Как и девять лет тому назад, здесь вновь были использованы агрегаты от VW Beetle.

У первых серийных машин имелось принципиальное отличие — двигатель перенесли за заднюю ось, что позволило удешевить производство и освободить пространство для двух дополнительных мест в салоне.


Porsche 356 образца 1948 года считается первым настоящим автомобилем марки, с которого ведется история Porsche как самостоятельного автопроизводителя. Тот самый прототип сегодня хранится в музее Порше.

В 1950-м компания Porsche возвращается в город своего основания — Штутгарт.

С момента переезда все кузовные панели изготавливались из стали, от алюминия отказались.

Завод начинал с купе, кабриолетов и 1100-кубовых моторов с отдачей всего в 40 сил, но скоро выбор расширился: к 1954-у продавались версии 1100, 1300, 1300A, 1300S, 1500, и 1500S. Конструкция постоянно улучшалась: появились дисковые тормоза на всех колесах, были предложены новые варианты кузовов — хардтопы и родстеры. Агрегаты от Volkswagen постепенно заменялись на собственные. Серию А сменила B (1959 — 1963), а ее — C (1963 — 1965). Общий объём выпуска всех модификаций составил немногим более 76 тысяч.

Porsche 597 Jagdwagen («Ягдваген») — первый внедорожник в линейке компании. Выпускался с 1954 по 1958 год.

В конце 50-х началась подготовка к переходу на новую базовую модель. Тогда же был изготовлен прототип будущей Porsche 911 модели — Porsche 695.

У руководства компании на этот счет не было единого мнения: Porsche 356 успела заработать себе хорошую репутацию, поэтому для небольшой семейной фирмы Porsche переход на новую был связан с повышенным риском. Однако конструкция образца 1948 года устаревала все сильнее, и резервы для ее обновления иссякали.

Наконец, в 1963 году на автосалоне во Франкфурте был представлен Porsche 911.

Основные моменты в конструкции остались теми же (заднее расположение мотора и задний привод), но это уже был современный спорткар с классическими линиями кузова в духе Porsche 356. Автором дизайна стал Фердинанд Александр «Бутци» Порше, старший сын Ферри. Первоначально вместо индекса 911 должен был использоваться другой — 901. Но комбинация из трех цифр с нулем посередине была зарезервирована за компанией Peugeot . Автомобиль стал называться 911, но цифры 901 никуда не исчезли: так стали называть 911-ю по внутризаводской номенклатуре (1964—1973).


В 1966-м на конвейер встала модификация Porsche 911S Targa.

После окончания в 1965-м выпуска кабриолетов 356-й серии, таковые не появлялись в модельном ряду компании вплоть до 1982 года.

</h2>1972—1981: правление Эрнста Фюрманна</h2> В 1972 юридический статус фирмы сменился с партнерства с ограниченной ответственностью на открытую (публичную). Dr. Ing. h.c. F. Porsche KG перестала быть семейным предприятием, и теперь называлась Dr. ing. h. c. F. Porsche AG (полное наименование Doktor Ingenieur honoris causa Ferdinand Porsche Aktiengesellschaft — Акционерное общество почётного доктора инженерных наук Фердинанда Порше) — германский автомобилестроительный концерн.

После реструктуризации внук Ф. Порше, Фердинанд Пих, перешел в Audi , а затем в Volkswagen , где со временм дорос до должности генерального директора концерна.

Первым президентом Porsche AG стал Эрнст Фюрманн, до этого работавший в отделе разработки двигателей. Одно из первых его решений на новой должности — замена 911-ой серии 928-ой, классической компоновки, с 8-цилиндровым мотором. При его правлении на конвейер был поставлен еще один переднемоторный автомобиль — Porsche 924.

После дебюта на автосалоне в Париже 1974г. модификации «Turbo», развитие линейки 911-х (к тому времени в производство пошла модернизированная серия 930) (1973—1989) фактически остановилось до начала 80-х, пока Фюрманн не был снят с должности. Но автомобили продолжали выпускаться и дальше: последние переднемоторные модели покинули стены завода в 1995 году.


На смену Porsche 914 в 1976 пришли сразу 2 новые машины — Porsche 924 и Porsche 912 (теперь с мотором VW 2.0). История появления Porsche 924 схожа с Porsche 914.

Volkswagen не отказывался от идеи собственного доступного спорткара и предложил инженерам Porsche разработать соответствующий проект.

По сравнению с 911-м, это была совсем другая конструкция: современная внешность, экономичные 4-х цилиндровые моторы с жидкостным охлаждением.


Уже через 3 года после начала продаж появилась версия с турбонаддувом, а еще через 3 года стали выпускать Porsche 944 модель — ее преемницу.

В целом машина осталась той же. Во внешности самым заметным отличием были расширенные крылья, перешедшие по наследству от спецверсии Porsche 924 Carrera GT.

Эти две линейки производились вместе 6 лет, пока в 88 году модель-долгожительницу не сняли с производства. За девять лет выпустили 160 тысяч 944-х, появилось много модификаций — S, S2, Turbo, Cabriolet и т. д.

В марте 1977-го появилась 8-цилиндровая Porsche 928 мощностью 240 л.с., ставшая автомобилем года — 1978 в Европе.

В 1979-м появилась модернизированная Porsche 928S c двигателем в 300 л.с. Этот автомобиль был способен развивать скорость до 250 км/ч.

Последним витком эволюции переднемоторных машин компании стала Porsche 968 (1992—1995).

Решение Фюрманна о замене Porsche 911 оказалось неудачным: С 78-го по 95-й выпустили около 60 тысяч экземпляров Porsche 928, а Porsche 911 за этот срок — в несколько раз больше. Вялый коммерческий старт этого автомобиля дал понять, что Porsche 911 незаменим. В 1981 году Фердинанд Порше отправляет Фюрманна в отставку, а на его место приходит Питер Шутц, американский менеджер Porsche. При нем 911-ой модели вернули негласный статус основного автомобиля фирмы.

В 1982 году появляется кабриолет, а через год базовой становится Porsche 911 Carrera с 231-сильным двигателем. Новинка 1985-го года — версия Turbo-look (она же Supersport).

В тоже время появляется облегченная Porsche 911 Carrera Clubsport, наследница Porsche Carrera RS 70-х и предшественница современной GT3. В 1988-м был представлен Porsche 944 S2 кабриолет. Через год – 911 Spider.

На этом история 930-х закончилась. 16-летний автомобиль нуждался в обновлении, поэтому в последний год перед 90-ми, на рынок вышло новое поколение с индексом 964 (1989—1993).

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 6636
Источник: http://wiki.zr.ru/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_Porsche

Галерея

  • Porsche Panamera 4S

  • Porsche Panamera около музея Porsche в Штутгарте

  • Водительское место

  • Двигатель

  • Panamera 4 E-Hybrid Sport Turismo

Блок: 5/9 | Кол-во символов: 228
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Porsche_Panamera

1989—1998: десятилетие перемен

Это был финальный период для версии Targa в ее классическом виде, равно как и для Turbo и в какой-то степени для Carrera.

Задне- и полноприводные версии именовались соответственно Carrera 2 и Carrera 4; спортивная Clubsport переименована обратно в RS.

Turbo первые 3 года оснащался проверенным 3,3 л мотором, а в 93-м тоже получил 3,6-литровый вариант (360 л.с.). Ограниченным тиражом разошлись спецверсии 911 America Roadster и полугоночная 911 Turbo S. Всего выпустили около 62 тысяч 964-х.

Экономический кризис начала 90-х застал марку не в лучшей форме. В эти годы объёмы производства снизились, компания несла убытки. В 1993 г. очередным руководитилем Porsche AG назначен Венделин Видекинг, сменивший Хайнца Браницки (он стал директором после Арно Бона, а тот, в свою очередь, после Шутца).

В этом же году в продажу поступило 4-е поколение ее флагмана — под названием Porsche 993.

Презентация состоялась на автосалоне во Франкфурте. В этом же году было прекращено производство как «неоправдавших надежд» моделей Porsche 928 и Porsche 968.

Только теперь был сделан значительный шаг в эволюции модели. Встроенные аэродинамичные бампера, новая светотехника и более плавные формы кузова придали 911-м современнный облик.

Porsche Turbo-look теперь обозначалась просто Porsche Carrera S/4S.

В 1995-м вышла немного выбивающаяся из ряда своих сородичей Porsche 911 Targa, со стеклянной убирающейся крышей.

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 1456
Источник: http://wiki.zr.ru/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_Porsche

Второе поколение

Компания Porsche анонсировала появление модели Panamera нового поколения. Премьера состоялась 28 июня 2016 года.

  • Panamera

  • Panamera

  • Panamera Sport Turismo

  • Panamera Sport Turismo

Блок: 6/9 | Кол-во символов: 263
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Porsche_Panamera

1996 — наше время: новые модели

В 1996-м поступила в продажу еще одна «необычная новинка» Это был Porsche Boxster, ставший носителем нового лица марки. Автор его дизайна — Харм Лагаай, возлавлявший работы над экстерьерами всех Porsche 90-х и первой половины 2000-х, при создании облика отталкивался от ранних машин компании — открытых Porsche 550 Spyder и Porsche 356 Speedster. Название модели искусственное и образовано из двух слов — «boxer» (оппозитный двигатель) и roadster.

В отличие от предшественников, Porsche Boxster с самого начала проектировался как открытый автомобиль. Новый компактный спорткар по относительно невысокой цене был хорошо принят рынком и возглавил итоги годовых продаж Porsche вплоть до 2003 года, пока его не обогнал дебютировавший годом ранее Porsche Cayenne.

Производственных мощностей единственного завода не хватало, и часть «Бокстеров» собиралась в Финляндии силами компании Valmet Automotive.


Тогда же появилась несколько облегченная в цене модель Porsche 911-й Carrera. В 1997-м году её представили на Франкфуртском автосалоне, и стало ясно, что у нее много общего с младшим братом, начиная от почти идентичных друг другу передков с фарами-«каплями» и схожими интерьерами и заканчивая общей конструкцией двигателей. Такие решения позволили сократить расходование средств на разработку и производство, так как в те годы финансовые ресурсы марки были все еще сильно ограничены.

1998-й стал годом потерь и приобретений. Летом из ворот предприятия в Цуффенхаузене выехал последний «воздушный» 911-й. За всю историю таких произвели 410 тысяч; вклад в эту цифру 993-го — 69 тысяч. Тогда же Porsche отмечала 50-летний юбилей. И в этот же год, в марте, в возрасте 88-ми лет скончался Фердинанд Антон Эрнст (Ферри) Порше.

В 1998-м появились кабриолет и Porsche Carrera 4.

Самый необычный автомобиль в истории марки был представлен в 2002 году. Это «спортивно-утилитарный» вседорожник Porsche Cayenne, разработанный совместно с Volkswagen и во многом аналогичный VW Touareg.

Для его выпуска компания построила новый завод в Лейпциге. Производство началось в следующем году, и Porsche Cayenne сразу стал самым востребованным продуктом марки, хотя реакция на спорный дизайн и на сам факт существования такого автомобиля была неоднозначной. Половина продаж и основная прибыль приходится все же на Porsche Cayenne, который обновили в 2008 г.

Кроме обновления и пополнения линеек существующих машин, основные усилия компании с тех пор фактически были направлены на одну цель — подготовку к выпуску 4-дверной модели Porsche Panamera, которую официально представили в апреле 2009 года на автосалоне в Шанхае. Создается впечатление, что дизайнеры из Штутгарта экспериментируют с дальнейшей эволюцией облика семейства Porsche. Последние снимки раскрывают авторский замысел, и мы видим, что для Porsche Panamera запланирован новый дизайн с использованием оптики эллипсной формы.

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 2913
Источник: http://wiki.zr.ru/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_Porsche
Кол-во блоков: 16 | Общее кол-во символов: 24660
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Porsche_Panamera: использовано 5 блоков из 9, кол-во символов 3057 (12%)
  2. https://www.drive2.ru/e/BjdkAAAAAeQ: использовано 2 блоков из 2, кол-во символов 9025 (37%)
  3. http://wiki.zr.ru/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_Porsche: использовано 5 блоков из 7, кол-во символов 12578 (51%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий